Здоровье
Болезни, лечение
Полезно знать
Фармакология и фитотерапия
Ручная моторика и ее связь с речевым развитием
Ручная моторика, как показывают исследования, напрямую связана с речевым центром мозга, и как следствие является важнейшим фактором правильного развития человека не только в раннем, но и в пожилом возрасте. Не удивительно, что при нарушении двигательной активности страдает и речевая, а также, как правило, и мозговая функция.
Ручная моторика у детей
Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых, если в раннем возрасте у ребенка наблюдается активное развитие ручной моторики – движения пальцев рук и их ловкость соответствуют возрасту ребенка, то о речевом развитии также не стоит беспокоиться. Очень редко, когда маленький ребенок проявляет двигательную активность и при этом заторможен в речевом развитии.
Также исследования подтверждают и обратную ситуацию. Когда ручная моторика запаздывает, то и речевое развитие также, как правило, недостаточное.
При этом вышеописанная связь четко выражается вплоть до школьного возраста (6 – 7 лет) и лишь потом заметно ослабевает. Вот почему многие врачи рекомендуют родителям всячески развивать ручную моторику. И нет необходимости для этого обязательно посещать специальные курсы или массажиста. Достаточно приучать ребенка не к планшету или смартфону, как делают сейчас многие (так проще), а к правильным игрушкам, развивающим двигательные навыки. Даже новомодные сейчас спинеры для рук помогают очень эффективно развивать моторику.
Если обратиться к теории, то термин «ручная моторика» определяется как совокупность скоординированного функционирования одновременно нервной, мышечной, костной и даже зрительной систем. Вот почему так важно эффективное развитие у ребенка способности к точным движениям кистями и пальцами рук.
Ручная моторика у пожилых
Что касается ручной моторики у людей пожилого возраста, а также связи ее с речевой функцией, то здесь все обстоит немного по-другому. Дело в том, что в пожилом возрасте моторика и речь не формируются, а наоборот – могут нарушаться. Связаны ли между собой эти обе функции именно при нарушении? Сказать сложно. Как правило, нарушение моторики, вызванное тем или иным заболеванием, сопровождается и нарушением речевой функции. Но напрямую связь доказать исследователям не удалось.
В любом случае одна функция как-то влияет на другую, но прямой взаимосвязи нет.
Следующая > |
---|